Пробой свечи зажигания по изолятору

А если… неисправны свечи — автоцентр.ua

Пробой свечи зажигания по изолятору

На автомобиле с неработающими свечами ехать можно. Но… только на буксире. От исправности свечи зависит, сможет ли двигатель завестись и как он будет работать.

На автомобиле с неработающими свечами ехать можно. Но… только на буксире. От исправности свечи зависит, сможет ли двигатель завестись и как он будет работать.

Свеча зажигания при помощи искрового разряда между ее электродами воспламеняет топливо-воздушную смесь, подаваемую в цилиндры двигателя. Искровой разряд формирует импульс высокого напряжения, который вырабатывается катушкой (модулем) зажигания.

В современных двигателях используются как одноэлектродные свечи (с центральным и одним боковым электродом), так и многоэлектродные (боковых электродов неколько – 2, 3 или 4). Последние лучше обычных в основном по показателю долговечности.

Ресурс одноэлектродных свечей конструктивно увеличивают внедрением износоустойчивых платиновых вставок (напыления) на концах электродов.

Внимание!Езда на современных автомобилях с неисправными свечами вполне может вывести из строя весьма недешевый катализатор, так как несгоревшее топливо будет окисляться в нем и вызывать усиленный нагрев.

Свечи должны противостоять определенным тепловым нагрузкам, чтобы не стать источником калильного зажигания и не накапливать на себе слой токопроводящего нагара. Способность работать в требуемом диапазоне температур (500–900°С), при которых обеспечивается самоочистка от продуктов сгорания, зашифрована в калильном числе свечи. Эта характеристика, а также размеры резьбы и шестигранника определяют пригодность свечи для использования в конкретном двигателе.

Виды и причины отказов

Разрушение керамического изолятора, выгорание электродов и нагар на них – основные причины отказа свечи.

 По типу нагара на свечах зажигания можно продиагностировать двигатель
Светло-коричневый нагар на электродах и изоляторе – все системы работают нормально. Черный нагар –переобогащенная смесь, позднее зажигание, недостаточная компрессия.
Трещины в конусе изолятора, оплавленные электроды – детонация, раннее зажигание. Жирный нагар, масло – изношены сальники клапанов или поршневые кольца.

Наиболее распространенная неисправность – отложение нагара на электродах и изоляторе свечи. Причина – заправка некачественным бензином (с повышенным содержанием железосодержащих присадок), или нарушения в работе системы питания (переобогащенная рабочая смесь), или несоответствие свечи данному двигателю (слишком «холодная»).

Разный нагар по-разному влияет на работоспособность свечи. Черный (работа мотора на переобогащенной смеси или несоответствие свечи данному двигателю) – хороший изолятор и не пропускает ток. Красный нагар (отложение окислов железа из присадок), наоборот, электропроводник, и ток утекает от центрального электрода на «массу». Поэтому искра между электродами не образуется.

Следующая неисправность – выгорание поверхности электродов, приводящее к увеличению зазора между ними. При каждом проскакивании искры происходит своего рода миниатюрный удар молнии по поверхности электродов, выбивающий частички металла. Увеличенный зазор обладает повышенным напряжением пробоя, поэтому искра может пойти «в обход», особенно при повышенном давлении в цилиндре, и пробить изолятор.

Иногда свеча не работает под давлением. Но если ее выкрутить из головки, она нормально «искрит».

Признаки неполадок

Появление перебоев в работе двигателя вплоть до отключения одного или нескольких цилиндров (мотор «троит»).
Загорание лампы «Check Engine».
Повышенные расход топлива и токсичность отработавших газов.
Автомобиль не развивает максимальной скорости.
Ухудшение, вплоть до невозможности, запуска холодного двигателя из-за «заливания» свечей бензином после двух-трех неудачных попыток.

Диагностика

Проверка под давлением – наиболее надежный способ диагностики свечей, но и он иногда неточен.

Эффективнее всего проверять работоспособность свечи на стенде под давлением. Через специальное окошко искра хорошо заметна. Существуют приборы, позволяющие определить наличие разряда на свече при работающем двигателе. Например, индикатор с неоновой лампой, мигающей во время прохождения по проводу тока искры.

Еще один способ – замер электрического сопротивления между центральным и боковым электродами. При замере мегомметром оно должно быть больше 100 МОм.

Другие способы диагностики позволяют только определить наличие разряда. Проверять зазор нужно круглым щупом, который учитывает выработку на электроде.

В автомобилях с контактной системой зажигания определяют, какая именно свеча вышла из строя, поочередно снимая с каждой наконечник. При этом необходимо соблюдать осторожность, чтобы уберечься от сильного удара током. При снятии колпачка с работающей свечи перебои усиливаются, а с неисправной – поведение двигателя не меняется. В современных двигателях этот способ применять нельзя, так как можно вывести из строя модуль зажигания.

Выкрутив свечу, а затем вставив в колпачок высоковольтного провода, прижав боковой электрод к «массе» и прокрутив двигатель стартером, вы проверите наличие искры. Однако такой способ не всегда эффективен, так как под давлением искрообразование может отсутствовать.

Обязательна проверка величины зазора – круглым щупом требуемого диаметра (зазор у одинаковых свечей для разных двигателей может отличаться – от 0,5 до 1,3).

Способы ремонта

Восстановить работоспособность свечи можно, если причиной отказа является нагар или неправильно отрегулированный зазор между электродами. Лучший метод очистки – удаление нагара пескоструйным аппаратом. С конуса изолятора другими инструментами его убрать трудно. Использовать небольшую кисточку из стального тросика – просто и удобно, но она может оставить токопроводящие дорожки на керамическом конусе.

Прокаливание свечи на огне газовой горелки приводит к повреждению изолятора. Очистить свечу можно бытовым средством «Туалетный утенок» («активный»), поместив в него на 5–10 минут нижнюю часть свечи и поворачивая ее вокруг своей оси, чтобы удалить из-под «юбки» воздух. Затем щеткой (например, зубной) удаляют раскисший налет. Долго «купать» свечу опасно, так как будет потеряно антикорпокрытие.

После обработки ее нужно тщательно промыть проточной водой и просушить.

Наиболее радикальный метод – замена свечей. Но и в этом вопросе нужно быть аккуратным, так как в продаже встречается огромное количество «левых» деталей.

Александр Ландарь
Фото Андрея Яцуляка, фирм-производителей и из архива редакции

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://www.autocentre.ua/opyt/poleznye-sovety/a-esli-neispravny-svechi-283898.html

5 признаков неисправности свечей зажигания

Пробой свечи зажигания по изолятору

Признаки неисправности свечей зажигания доступны для определения даже неопытному автолюбителю. Недорогая, по стоимости, деталь системы зажигания карбюраторного и инжекторного двигателя внутреннего сгорания, незаменима для его устойчивой работы. Их исправность должна проверяться во время планового ТО, а замена производится согласно установленного производителем регламента.

Читайте также  Какое сопротивление должно быть у свечей зажигания?

Узнайте стоимость замены свечей зажигания онлайн за 3 минуты

Не тратьте время впустую – воспользуйтесь поиском Uremont и получите предложения ближайших сервисов с конкретными ценами!

Конструктивные особенности и принцип работы

С момента изобретения двигателя внутреннего сгорания, принцип работы свечи зажигания не претерпел серьезных изменений. Ее основной задачей является преобразование электрической энергии в высоковольтную дугу, которая воспламеняет топливную смесь в камере сгорания.

Она состоит из:

  • Керамического изолятора, обеспечивающего бесперебойность и устойчивость образования искры.
  • Металлического корпуса, для герметичной установки в двигатель.
  • Электродов, для подачи и преобразования электрического тока в дугу (искру).
  • Контактной головки, на многих образцах имеет резьбу для соединения.

Наиболее распространенный, классический вариант свечи, имеет два электрода, центральный и боковой. Ток подается от источника по специальным высоковольтным проводам, подсоединенным к контактной головке, на свечу, в последовательности, установленной системой зажигания.

Понятие «свечной зазор»

Для образования искры, между электродами свечи установлен зазор. Его величина строго рассчитана и отклонение может иметь негативные последствия.

В зависимости от напряжения, регулируется и расстояние между электродами. Например:

  • Карбюраторная ВАЗ 2108 рассчитана на 17 кВ — рекомендуемый зазор составляет 0,7 мм.
  • Инжекторная ВАЗ 2111 потребляет 22 кВ и имеет свечной зазор 1,1 мм.

Высокое напряжение с заниженным зазором может привести к пробою и выходу из строя системы зажигания. Слишком большой зазор, при недостаточном напряжении, приведет к полному отсутствию искры. Такая проблема неисправных свечей может осложнить запуск и работу двигателя.

Если автомобили прошлых лет спокойно переносили отклонение зазоров между электродами, то современные модели относятся к свечам очень чутко. Неполное сгорание топлива из-за плохого воспламенения ведет к потере мощности и дополнительным нагрузкам на коленвал, увеличивает расход бензина и снижает динамические показатели автомобиля.

Проверить правильность зазора, который может измениться в процессе эксплуатации за счет перепадов температур, вибраций и плохого качества топлива, под силу любому автолюбителю. Производители Форд Фокус, Форд Фокус2 рекомендуют профилактическую проверку ежегодно. За это время происходит увеличение зазора примерно на 0,1 – 0,15 мм.

Для самостоятельной проверки потребуется набор инструментов, включающий в себя отвертку и специальный свечной ключ. В целом процедура выглядит следующим образом:

  1. Что бы исключить травмирование, не проводите демонтаж на разогретом двигателе, дайте ему остыть.
  2. Отсоедините закрепленные на свечах провода высокого напряжения, запомните последовательность.
  3. С помощью специального ключа выкрутите свечи.
  4. Проверьте и установите, используя отвертку для отгибания/загибания бокового электрода, нужную величину.
  5. Установите свечи и провода в обратной последовательности.
  6. Проведите пробный пуск двигателя. Он должен запуститься легко и работать без перебоев. Это значит зажигание выставлено правильно и все свечи работают.

Перед началом проведения процедуры обязательно ознакомьтесь с инструкцией завода изготовителя. Уточните рекомендуемые им марки свечей и необходимую величину их зазора. На некоторых современных марках автомобиля выкрутить свечи самостоятельно не получиться из-за труднодоступности расположения.

Читайте также  Признаки раннего зажигания дизельного двигателя

Калильное число и «самоочищение»

Температурные процессы в камерах сгорания различных моделей двигателей имеют некоторые отличия. Для оптимальной работы свечи в каждом конкретном двигателе, предусмотрена их сертификация по показателю теплоты сгорания – калильного числа. К примеру, на Форд Фокус оно составляет 7 и прописано в маркировке PFR7S8EG, после PFR, относятся к классу «холодных», применяемых на двигателях с повышенной компрессией и степенью сжатия, для топлива с высоким октановым числом.

Свечи имеют свойство «самоочищения», которое предусматривает, при температуре выше 450 С градусов, сгорание образовавшихся частиц сажи. Этот эффект оказывает положительное воздействие на продолжительность, качество работы и отсутствие неисправностей. В результате таких действий, как:

Продолжительная работа двигателя на холостых оборотах. Длительное движение без нагрузки на оборотах, не превышающих 2500 в минуту. Частые поездки на расстояние менее 50 км в щадящем режиме.

Самоочищение не происходит и результат – неисправность мотора не заставит себя долго ждать. Повысится расход топлива, снизится мощность, появятся провалы и перебои в работе двигателя. Свечи не любят бережный режим эксплуатации и требуют периодического драйва и нагрузок.

Диагностика работы двигателя по внешнему виду свечи

Принять решение проверить свечи зажигания можно после проявления следующих характерных признаков и симптомов:

  1. Автомобиль стал «тупить» при резком нажатии на педаль акселератора.
  2. Заметно повысился расход топлива.
  3. Загорается лампочка, сигнализирующая о неисправностях двигателя.
  4. В зимнее время затруднен запуск двигателя.
  5. Неустойчивая работа на холостых оборотах.

Для точного диагностирования, перед выкручиванием свечей, тщательно прогрейте двигатель. Хорошо, предварительно проехать не менее 250 км. По своему внешнему виду они могут быть чистыми с электродом светло-серого цвета – свеча находится в идеальном состоянии и не является причиной возникших проблем.

Нагар напоминает отложение известняковых пород – говорит о наличии несгораемых присадок в масле, возможны такие же отложения на поршневой системе, что может привести к серьезной поломке двигателя.

Черный цвет электродов будет свидетельствовать о слишком «богатой» топливной смеси – именно такое состояние свечи бывает при повышенном почти в 2 раза расходе бензина.

Отложения смолянистой консистенции, напоминающий деготь – признак неработающей свечи, без всяких сомнений меняйте ее на новую свечу.

Разрушение керамического слоя изолятора – механическое воздействие (падение, удар) перед установкой, ремонту не подлежит, необходимо произвести замену. При наличии около центрального электрода металлических частиц или оплавления металлических элементов – является признаком избыточного перегрева, что может привести к пригоранию поршней и выходу из строя клапанов. Серьезная компьютерная диагностика двигателя в этом случае обязательна.

При самостоятельной обратной установке свечей на двигатель следует учитывать величину прилагаемого для закручивания усилия, которая составляет 30 Нм.  Для этого используется специальный динамометр.

Провести профессиональную диагностику двигателя и всей системы зажигания можно в сервисном центре, который подберут по вашей заявке на сайте Uremont.com опытные менеджеры.

Источник: https://uremont.com/publications/articles/priznaki-neispravnosti-svechey-zazhiganiya